С 2016 года с экстренными вызовами в Республике Алтай работает Служба 112, операторы которой , за несколько минут , могут не только успокоить звонящего в состоянии паники, но и выяснить необходимые детали происшествия и оперативно направить на место необходимые службы.
Ежедневно специалисты системы 112 Республики Алтай обрабатывают около 500 вызовов.
Сегодня о своей работе нам рассказала оператор центра обработки вызовов экстренных оперативных служб по единому номеру 112 Республики Алтай Ольга Кормина.
-Ольга, как долго вы работаете в службе 112? Почему выбрали данную профессию?
— Оператором системы 112 я работаю на протяжении 4 лет. До этого я работала в социальной сфере, где мне много приходилось общаться с людьми, но чего-то не хватало. Я хотела помогать людям. Когда мне предложили стать оператором системы 112, я точно понимала, что смогу. Смогу проявить свои навыки общения, смогу помочь. Конечно, работа не из легких, многие не выдерживают, кто-то уходит сразу. Здесь остаются только самые спокойные и стрессоустойчивые. Видимо, я одна из них.
-Ольга, скажите, что самое сложное в вашей работе?
— Эмоциональная напряженность в момент реальных вызовов. За смену мы слышим в трубке не только слезы. Порой звонящие используют при общении нецензурные выражения, ругаются, кричат. Но ругательства звонящего, вовсе не дают нам права повесить трубку. Главное — оперативно выполнить свою работу и отправить человеку помощь в кратчайшие сроки. Каждый оператор должен четко понимать то, что если человек ругается, это не значит, что ему не нужна помощь.
-А какие вызовы вызывают наибольшие трудности?
-На самом деле , каждое сообщение о реальном происшествии непростое. Но, пожалуй, самые технически сложные вызовы, поступают от гостей нашего региона. Очень часто люди едут на отдых и отодвигают свою безопасность на второй план. Главное хорошенько отдохнуть…
Зачастую, когда с отдыхающими случаются происшествия, они не могут даже сказать, где находятся – мы у вас на Алтае! На этом все. В каком населенном пункте, в каком районе они не знают. Некоторые и вовсе путают Республику Алтай с Алтайским краем. В таких ситуациях нам помогает система ГЛОНАСС, с ее помощью мы определяем местонахождение звонящего в радиусе около 5 км. Еще сложнее , если звонящий находится в состоянии опьянения. Был случай, когда позвонил мужчина и сказал, что ему плохо. Где он находится — он не знал, сказал, что потерялся. Речь мужчины была несвязная, понять что-то кроме того, что он потерялся было невозможно. Тогда с помощью ГЛОНАСС мы установили, что звонящий находится в селе Майма. Связались с экстренными службами. С помощью наводящих вопросов быстро установили примерное место нахождения мужчины. Направили к нему помощь. Слава богу, с мужчиной все было в порядке. Просто «перебрал».
Также сложность вызывают звонки от незарегистрированных туристов, отправившихся в поход. При возникновении каких-либо происшествий определить место, где они находятся сложно. Хорошо , если у них есть сотовая связь и они могут назвать свои координаты хотя бы примерно. В случае , если этого нет, то помощь может опоздать.
Пользуясь случаем хотелось бы обратиться к гостям нашей республики. Уважаемые отдыхающие! При путешествии по Республике Алтай запоминайте названия населенных пунктов, районов и достопримечательностей куда вы направляетесь. По пути обращайте внимание на детали (Магазин, здание, памятники, база отдыха итд.) это очень важно. Отправляясь в поход регистрируйтесь у спасателей, при выборе маршрута оценивайте свои силы и возможности, обязательно имейте при себе GPS навигатор.
— Ольга , скажите, а как быстро оператор должен направить информацию о звонке в экстренные службы?
— На все у нас около двух минут, с начала звонка. В это время оператор должен быстро выяснить адрес, суть и некоторые детали происшествия, при необходимости , успокоить звонящего, заполнить карточку происшествия и передать информацию о случившемся экстренным службам. Специалисты задают понятные, простые вопросы о признаках происшествия, чтобы человек даже в эмоционально нестабильном состоянии мог четко на них ответить. Все типовые признаки внесены в специальный список автоматической системы: оператор выбирает несколько из них и компьютер тут же направляет сигнал в службы, которые должны реагировать на происшествия с подобными характеристиками. Все службы принимают информацию автоматически и одновременно. Возьмем, например, ДТП. Если есть пострадавшие, сигнал получает скорая помощь и полиция.
— А может ли оператор проигнорировать вызов, в случае если будут основания предполагать, что он ложный?
—Оператор не имеет права давать оценку правдивости происшествия. Например, если звонит ребенок и со смехом говорит, что горит здание, мы в любом случае должны оперативно отправить службы для проверки на месте и только по ее итогам сделать вывод. Хорошо, если такой вызов окажется ,действительно ,ложным, но игнорировать такие вызовы ни в коем случае нельзя. В последнее время количество ложных и шуточных обращений снизилось – граждане понимают, что не стоит занимать экстренную линию, ведь для тех, кому действительно нужна помощь, важна каждая секунда. Но некоторые граждане продолжают звонить в службу 112, мягко говоря, не по теме. Что мне делать , если на мне клещ? (это самый частый вопрос от звонящих с наступлением тепла). Когда включат свет? Не работает интернет куда обратиться? Были случаи , когда родители звонили в службу и передавали трубку ребенку со словами: «-Поговори с тетей!». Служба 112 не справочная! Звонки для развлечения по номеру 112 не допустимы. Специалисты 112 оказывают помощь только по вызовам экстренного характера по вопросам безопасности, дают рекомендации по действиям на месте происшествия до прибытия экстренных служб.
В завершение хотелось бы пожелать, чтобы у вас в жизни никогда не появилось повода набрать три цифры — 112, на своем телефоне, но если с вами случилась беда или вы стали свидетелем происшествия или преступления – звоните! Мы обязательно вам поможем